31 желтоқсан, 11:49

«Исабек Ишан Хазірет кесенесі»

Екібастұз қаласына қарасты Ақкөл ауылына 18 шақырым жерде, Қылдыкөл шатқалында Исабек Ишан Хазірет кесенесі бар. Неліктен халық оны «әулие» деп атап кеткен? Бұл жердің тарихы мен тылсым сыры жайлы не білесіз? Осы киелі мекеннің қыр-сырымен Тинкай Кретованың мақаласында таныс болыңыздар.

Пустынная долина, которую изредка пересекают строгие линии каналов и пританцовывающие полоски дорог, – классический для Казахстана степной минимализм. Такой открывается путешественнику и местность Акколь-Жайылма в Экибастузском районе Павлодарской области. Полынный ветер бесцеремонно врывается в окна машин и забирается под одежду, а потом уносится в кажущуюся бесконечной гладь равнины. Но прямая линия горизонта вдруг оказывается нарушенной: глаз останавливается на белоснежных округлых куполах. Вот так тихо, но гостеприимно ожидает паломников мавзолейный комплекс Исабек Ишан Хазрета.

Исабек Ишан Хазрет – один из крупнейших религиозных и духовных лидеров Сары-Арки ХIХ века. В народе он известен как целитель и провидец, один из первых наставников, укреплявших на этих землях ислам. Исабек Ишан – саид-кожа, потомок Акку Ишана и ученик Машхура Жусупа. В истории его семьи прослеживается постепенное движение с юга на север, в местность, где сейчас находится родовой мавзолейный комплекс. В начале ХIХ века благодаря стараниям Исабек Ишана, здесь была построена мечеть и открыто медресе. Говорят, что с приходом именно этого миссионера паломники из баянаульских краёв впервые совершили хадж в Мекку. Народ назвал Исабек Хазрета «әулие», то есть святым. Его деятельности посвящено несколько научных работ, автор одной из них – знаменитый исследователь Аллен Франк.

Сегодня в 18 километрах от села Акколь, в урочище Кылдыколь, действует мавзолей Исабек Ишан Хазрета и его потомков. Дело в том, что дар целительства от легендарного Ишана и философа передался последующим поколениям его семьи. В главном трехкупольном мазаре рядом с Исабек Ишаном покоятся его сын Нурмухамед и младший брат Мухаммед Нияз. А расположенный рядом мазар возведен на могиле ещё одного известного потомка Исабек Хазрета, Жандарбек-кожа, также считающегося святым.

Вокруг мавзолея много захоронений других выдающихся духовных деятелей этой необыкновенной семьи. Здесь чётко прослеживается три архитектурных стиля – очень старые, осевшие мазары из бурого кирпича, прямоугольные и простые могилы и ограды, установленные в советское время, и новые, нарядные мавзолеи в традиционном западноказахстанском стиле, выложенные белым мангыстауским камнем, который специально привезли в зират в пяти вагонах поездом.

Одна из главных реликвий основного мавзолея – надгробный камень в форме столба, сохранившийся от старой могилы святого. Сейчас он установлен в специальной нише у надгробия внутри мазара.

Интересна история местной мечети: она возведена на месте старой, которую построил ещё Исабек Ишан, а для её постройки использовались материалы из первых мазаров святых Исабек Ишана и Жандарбек-кожа.

Как и положено, неподалёку от мечети находится колодец, который был восстановлен предположительно там же, где когда-то находился целебный источник, действовавший во времена знаменитого Ишана. Несколько лет назад в него прямо из Мекки была специально привезена священная вода замзам. Особый подход был и к устройству арки комплекса. Её ворота в бухарском стиле являются данью городу, в котором Исабек Ишан учился. Неподалёку от входа лежат валуны, специально привезённые из Баянаула – из мест, где родился знаменитый учитель.

Любопытной находкой для исследователей стала записная книжка, найденная сравнительно недавно. Она написана правнуком Хазрета, Ашим-кожа Нурмухамедовым, захороненным здесь же, в семейном комплексе. Его дочь передала рукопись в историко- краеведческий музей в Экибастузе, когда там готовилась тематическая экспозиция к 220-летию Ишана. Записи в книжке велись чернилами на арабском языке и в руки учёным и переводчикам попали впервые.

Мемориальный музей Исабек Ишан Хазрета находится в селе Акколь и тоже содержит множество артефактов и личных вещей представителей знаменитого рода. В ауле Акколь-Жайылма, а также близлежащем селе Төрт Үй сегодня проживают современные потомки Хазрета. Они поддерживают сакральный комплекс и продолжают дело знаменитого деда.

Примечательно и то, что из 78 сакральных объектов Павлодарской области пять вошли в республиканскую карту сакральных мест, и два из них находятся на территории города Экибастуза. Это как раз мавзолей Исабек Ишана Хазрета и так называемое городище Акколь-Жайылма.

Вообще Акколь-Жайылма – это местность, в которой находится не только мавзолейный комплекс Исабек Ишана, но расположено ещё много исторических мест и духовных центров. Существует даже предание о том, что легендарный поэт Асан Кайгы, сказавший «Жерұйықта суы да бал шөбі де бал – атамекен осындай!» («В Жеруйыке вода, как мёд, и трава, как мёд, – такие земли наших отцов!»), и про эти места говорил «Өлеңтінің суы – бал, Шідертінің шөбі – май» («В реке Оленты вода сладкая, как мёд, в местности Шидерты пастбища сытные, как масло»).

Здесь находится более десяти озёр, и во время весеннего полноводья река Оленты, вливаясь в реку Дуана, разливами объединяет их в одну большую затопленную водой непроходимую долину. Вероятно, именно поэтому в Акколь-Жайылма такие сочные травы.

Находится тут и остающийся исторической загадкой мавзолей, который считается имеющим отношение к ставке кого-то из ханов Золотой Орды, обосновавшегося в северо-восточной части казахской степи. Этот мавзолей по своей архитектуре, узорным изразцам, голубым куполам очень похож на мавзолеи Джучи-хана и Кожахмета Яссауи. По мнению учёных, при строительстве мавзолея работали высококвалифицированные специалисты, знавшие особенности своего дела, поскольку само строение, а главное – его резные плитки отлично сохранились спустя много лет.

Каждый год для изучения исторического наследия местных земель сюда стекаются учёные из Казахстана и России, регулярно пишутся и издаются этнографические труды. И неудивительно– кроме потомков Исабек Ишан Хазрета здесь в разные времена во множестве жили, работали и похоронены и другие признанные святые и выдающиеся личности.

Среди большого количества объектов паломничества – место, где регулярно читал пятикратный намаз святой Туйте-аулие, про которого много писал Машхур Жусуп Копеев. Говорят, сами по себе здесь из земли выросли камни, и к ним теперь приходят прикоснуться и загадать желание.

В селе Төрт Үй находится могила Куренбай-сыншы, описавшего знаменитого скакуна Кулагера, а на территории Акколь-Жайлма покоится Кулиби-батыр, известный в XV–XVI веках. В этой же местности родился и похоронен известный акын Естай Беркемаев, чей мазар вошёл в областной список сакральных мест.

Духовные точки Акколь-Жайлма не ограничиваются мазарами. Тут растут окруженные легендами священные деревья Аулие-Тал, а петроглифы Акбидайик и Олентинские писаницы с изображениями неолитических времён вошли в Павлодарскую карту сакральных объектов.

Какой бы ни была цель путешествия в Экибастаузский район, здесь есть к чему прикоснуться – так богата эта земля духовной историей нашего народа.



Z10G9D2 Қазақстан, Нур-Султан
Абай даңғылы, 22

Жалпы мәселелер:

info@q-g.kz
8 (7172) 999 336 (вн. 1014)

Экспедициялар, іс-шаралар:

events@q-g.kz

БАҚ-пен жұмыс:

press@q-g.kz
Наверх