Kz Ru En

Одна история сотрудника алматинского зоопарка

В этой статье мы приглашаем вас в необыкновенную экспедицию в зеленые просторы Алматинского зоопарка под руководством его самого опытного распорядителя — заведующего отделом приматов. Шолпан Абдибекова вот уже почти 30 лет работает сотрудником зоопарка, олицетворяя живую историю приверженности Алматинского зоопарка сохранению дикой природы. Ее работа отмечена глубокой связью с приматами, о которых она заботится, и уникальным взглядом на мир природы и роль Казахстана в его сохранении.

Вы уже много лет работаете в зоопарке. Как начался ваш путь в зоопарке Алматы, и что вас вдохновляет продолжать эту работу каждый день?

Я работаю в Алматинском зоопарке с 1995 года, с тех пор, как закончила Алматинский ветеринарный университет. С дипломом в руках, гуляя по улицам города с мыслями о том, где есть работа, наткнулась на сообщение «Нужны кадры» у дверей зоопарка, расположенного по улице Ормановой. С целью узнать подробности, вошла внутрь. Тут же спросили о моей профессии, я ответила, что ветеринар. Оказалось, для того, чтобы работать ветеринаром, нужно ответить на некоторые вопросы. Так, заместитель директора, главный ветеринарный врач и директор стали задавать вопросы. Сейчас вспоминаю, как отвечала на вопросы, впадая в холодный пот с мыслями о том, получится ли устроиться.

В первый год я работала ветеринарным врачом в отделении ветеринарии. В те времена моя работа была очень интересной. Работала не только с обезьянами, но и со всеми животными зоопарка. Самое интересное в то время — это опыт, который я получила у Суюндика Тлеповича, главного ветеринарного врача, который был моим учителем.

Он давал мне блокнот и ручку, и я записывала имена всех животных на казахском, русском и латинском языках, проходясь по всему зоопарку. Когда были проблемы со здоровьем или различные травмы, мы брали книгу «Патанатомия» и зачитывали ее вслух. Мы наглядно видели то, что описывалось в той книге. Так, благодаря Суюндику Тлеповочу мы набирались опыта.

Когда мы учились в университете, изучали только крупное животноводство, мелкое животноводство и свиноводство. Таких экзотических животных как в зоопарке во время прохождения практики не было. Поэтому весь опыт и знания мы набирали на работе.

Три года спустя меня направили в отдел приматов. Поначалу мне было тяжело. В качестве заведующего я многому научилась у сотрудников и рядовых работников, хоть я и курировала их работу, но и они во многом разбирались. Поэтому при работе в зоопарке нельзя сравнивать, что у одного есть образование, а у другого нет диплома. В конце концов, опыт, который мы получаем друг от друга, будь то просто сотрудник или кипер, очень велик. Так что всем, кто здесь работает, я глубоко благодарна. Потому что их знания напрямую связаны с повседневной работой.

Когда я пришла в отдел приматов в 1998 году, у зеленой мартышки было 10 детей. На 10-ом разе она была уставшей и, вероятно, не имела молока. По этой причине она перестала кормить малыша. Спустя три дня ребенок еле шевелился, у него повисла голова. Мы не видели никакого другого решения, как взять его и самим начать накормить. Мы дали малышу имя Рам. Мы стали с ним близки — мы давали ему молоко, еду, он ложился спать и просыпался вместе с нами. Год спустя я ушла в очередной ежегодный отпуск. На дворе стояла весна. Окно было открыто, но мы еще не вышли на улицу. Тогда у меня были темные волосы, очки, и из-за аллергии я часто чихала. В те времена Рам, должно быть, очень скучал по мне. В какой-то момент, кто-то сильно чихнул, и Рам, который думал, что это я, выпрыгнул из окна и обнял этого человека. А когда он понял, что это не я, он снова вернулся внутрь.

Обезьяны все чувствуют и ответят вам так же, как вы к ним будете относиться. Думаю, не только я, но каждый, кто работает в зоопарке, спешит быстрее попасть на работу. Ведь всем интересно, что происходит в зоопарке, родились ли детеныши, кто первым увидит их, когда придет на работу. В нашем отделе существует традиция, что тот, кто первым увидит рожденного ребенка, даст ему имя. Оно должно быть коротким и не должно превышать четырех букв.

Из человекоподобных обезьян, мы держим шимпанзе с 2001 года. Когда у нашей шимпанзе родился первый ребенок, мы были хорошо подготовлены. Мы все собрались и хотели узнать, кто родился. Самка вышла и принесла передо мной ребенка, чтобы показать малыша. Когда я поблагодарила ее, она продолжила обнимать и целовать своего ребенка.

Еще интересно, что самец человекообразных обезьян становится более агрессивным. Но также он гордится тем, что у него есть ребенок. Так, отец посадил дочь на спину и смотрел по сторонам, говоря своим взглядом: «У меня есть ребенок, я — отец».

Так, мы сохраняем вид и увеличиваем численность животных.

Вы известны теплыми отношениями с приматами. Не могли бы вы поделиться тем, как формируются эти связи? У вас есть уникальные способы общения или ухода за ними?

Обезьяны чувствуют, с каким настроением приходит человек. Часто бывает, что богатые держат в доме обезьян и гепардов. Так, из рук одного богатого к нам был привезен гиббон. Когда дети этой семьи уехали учиться, родители не могли больше смотреть за обезьяной.

Все работники, заинтересованные в том, чтобы увидеть обезьяну, воспитанную человеком, собрались в один ряд в кабинете заместителя директора. Я сидела на стуле в самом конце. Все собравшиеся в кабинете пришли и с нетерпением ждали гиббона. Гиббон же проходя между всеми, направился именно ко мне. Подойдя, он обнял меня, спрятав голову под моей шеей. Тогда стало всем ясно, что он сразу же почувствовал свою будущую мать. Собравшиеся удивились: «Он как будто знает, что пойдет к Шолпан».

Еще одна история связана с шимпанзе, которого мы взяли из ботанического зоопарка Казани. Оказывается, шимпанзе по имени Паша жил там с рождения и до пяти лет. У него были киперы, директор и заместители, которые ухаживали за ним с самого раннего возраста. Паша же очень любил заместителя директора. При знакомстве, когда я подошла к вольеру, Паша протянул руку и заключив в объятия, поцеловал меня. Работники зоопарка, которые вырастили Пашу, увидев его реакцию на меня, заплакали: «Не прошло и 5 минут, как он предал нас». Я сказала им тогда: «Не обижайтесь на него, он чувствует, кто в будущем станет его мамой, которая позаботится о нем».

У человекообразных обезьян очень высокая чувствительность. Они расстраиваются и обижаются, если повышать голос на них или ругаться. Обезьяны, которых мы вырастили с детства, могут держать свою ладонь, прижав к вашему рту, если вы будете говорить с ними на повышенных тонах. Если их сильно разбаловать, то они тоже могут сесть на голову. Здесь надо руководствоваться принципом, что как воспитываем ребенка человека, так и надо воспитывать обезьян. Ведь неизвестно, как они вырастут, насколько они будут готовы к жизни, если мы не будем говорить, что можно, а что нельзя и обозначать правила и границы поведения.

Какие особенности в уходе и взаимодействии вы заметили между разными видами приматов в зоопарке?

Есть несколько категорий видов обезьян: первая, высокая и низкая. К более высокой категории обезьян относятся человекообразные обезьяны. Между тем, к низшим обезьянам относятся маленькие обезьяны как колиух, обитающие на Мадагаскаре и в Южной Америке. Что отличает этих обезьян от высших, так это то, что в природе высшие охотились на них и ели их.

Еще одна особенность заключается в том, что в природе обезьяны могут съесть своего детеныша, если у тех нет способности к выживанию. Мы даем им вторую жизнь в зоопарке.

Какие основные трудности и радости вы испытываете в своей ежедневной работе с приматами?

Мы трудимся, посвящая жизнь и вкладываемся всей душой. Поэтому, во-первых, пусть они не болеют, пусть размножаются. Также мы всегда надеемся, что они смогут воспитать и вырастить детей самостоятельно. Если же получается так, что мы кормим детеныша, то надеемся, что группа снова примет его, когда мы вернем его в стаю. В такие моменты мы очень взволнованы и испытываем радость.

А когда они болеют, то становится очень тяжело. Мы радуемся всякий раз, когда их удается вылечить и снова вернуть в строй. Среди обезьян встречаются болезни, которые также сложны и неизлечимы, как и у людей, такие как рак или болезнь крови. Мы же стараемся помогать до последнего и быть рядом, поддерживать, если известно, что больше ничего сделать не можем. Обезьяны будто знают, что это их последние дни. В их глазах считывается печаль и осознание, что мы им ничем не можем помочь. Когда держим их за руку, то чувствуем, что они просят о помощи. В такие времена бывает очень больно.

Есть ли особенные моменты или забавные истории, связанные с вашими подопечными?

Когда мы взяли на воспитание детеныша зеленой мартышки, как-то я вышла из отделения, и чуть погодя пришли другие сотрудники и сказали, что Рам пропал. Осмотрев все вольеры, мы нашли Рама в летнем вольере рядом с родителями. А его отец, увидев нас, закрыл дыру в кормушке руками, чтобы мы не смогли вытащить его оттуда. И когда я сказала Раму: «Тогда ты останешься здесь», он сам последовал за мной.

Матери обезьян никому не отдают своих детей, даже если они сами не могут их накормить и воспитать.

У меня есть один гиббон. Его дедушка, бабушка, отец и мать были воспитаны из рук. Они не могли воспитать своих первых, вторых детей, но уже могли содержать третьих, четвертых. Потому что на практике их мать не знает, как выхаживать своего детеныша. Гиббон, как бы она ни любила своего ребенка, не могла кормить грудью, поэтому нам пришлось брать и кормить ребенка вручную. Зная, что мать не отдаст своего ребенка, мы забирали его только усыпив ее. Даже в сквозь сон мать, не желая отдавать его, протягивала две руки. После каждого кормления, мы возвращали ребенка матери. Сегодня у него своя семья.

Что меня удивляет, так это то, что люди могут оставить своего ребенка на улице. Меня часто посещает мысль, что обезьяны обладают более высокими умственными способностями, чем люди. Независимо могут ли обезьяны кормить своего ребенка или нет, они не оставят его и не отдадут.

В наш зоопарк приезжают и иностранные гости. Они знакомятся с условиями, созданными для животных в нашем саду и выражают благодарность. Потому что мы хорошо заботимся о животных, соблюдаем установленный во всем мире рацион. Тогда как некоторые люди думают, что животные в зоопарке голодны. Поэтому мы просим гостей не кормить с рук, так как это может нарушить рацион и негативно повлиять на здоровье животных.

Каково ваше мнение о важности сохранения приматов и их среды обитания? Есть ли какие-либо программы или инициативы, в которых вы участвуете или которые вас вдохновляют?

Мы участвуем в программе IPR (International Primate Rescue), которая реализуется по всему миру. По программе ведется работа по сохранению и воспроизводству вымирающих обезьян. Хотя в рамках этой программы мы размножаем обезьян в нашем зоопарке, мы не можем выпустить их в дикую природу. Позже координатор программы отслеживает, как и где обезьян выпускают в дикую природу.

Также мы в курсе того, сколько шимпанзе, горилл, орангутанов и вымирающих обезьян на земле. Основная причина уменьшения их численности — люди. Мы не оставили им лесов, в которых они бы жили. В таких условиях способ сохранения некоторых видов обезьян — размещение в зоопарках. Тогда как некоторые общественные деятели призывают закрыть зоопарки, не задумываясь о том, где должны жить редкие в природе животные, не имеющие дома.

Как найти баланс между работой в зоопарке и личной жизнью?

Моя семья любит зоопарк. Они вместе со мной участвуют в этой работе. Когда я остаюсь допоздна на работе, мне приносят еду. Они отслеживают все происходящее в мире и рассказывают о самых интересных программах. Я думаю, что семьи всех сотрудников зоопарка тесно связаны с ним.

Какой совет вы дадите молодым специалистам, которые хотят работать с приматами или зоопарками?

Сейчас молодые люди, окончив учебу и получив диплом, не хотят выполнять определенную работу. Они ошибочно полагают, что работники без диплома чем-то хуже и что это простые рабочие. Но не стоит забывать, что все люди равны. Самое главное, что и они, и мы испытываем сочувствие к нашим подопечным. Кроме того, при обучении в университете не предоставляется возможность работать с редкими животными, а у работников зоопарка есть чему поучиться.

Молодым специалистам нужно много читать и познавать, быть любознательным. Это касается не только тех, кто хочет работать в зоопарках, но и молодежи, которая планирует работать в крупном комплексе, в животноводстве. При этом, важно не боятся животных и не брезгать ими.

< Назад

Другие новости

20.12.2023
Как собраться в поход в Тарбагатайский национальный парк
Читать >
20.12.2023
Одна история сотрудника алматинского зоопарка
Читать >
20.12.2023
Спасение степных орлов Казахстана
Читать >
18.09.2023
Восемь учёных современного Казахстана: от зеленой химии до суперконденсаторов
Читать >
17.09.2023
Воспитание экологического сознания у детей: руководство по развитию в раннем возрасте
Читать >
17.09.2023
Чему современные казахи могут научиться у предков, чтобы практиковать экологическую сознательность
Читать >
17.09.2023
Как собраться в поход в Чарынский национальный парк
Читать >
17.09.2023
Что угрожает пчелам в Казахстане: актуальные вопросы и решения для сохранения природы и экосистем
Читать >
17.09.2023
Зеленая металлургия: как ERG Group инвестирует в устойчивое будущее Казахстана
Читать >
08.06.2023
Как сделать офисы «зелеными»: 10 простых шагов
Читать >
08.06.2023
Как правильно собраться в поход в Алтын-Эмель
Читать >
08.06.2023
Здоровье почвы и экология в Казахстане
Читать >
08.06.2023
Возможности и вызовы: возвращение туранского тигра на Улытау
Читать >
25.03.2023
Чем отличается экотуризм и как его практиковать?
Читать >
25.03.2023
10 привычек начинающего эко-сознательного человека
Читать >
25.03.2023
Что угрожает каспийским тюленям?
Читать >
13.12.2021
«Арал: в поисках потерянного моря»
Читать >

Контакты

Общие вопросы
info@q-g.kz

8 (7172) 999 336 (вн. 1014)

8 (7172) 999 336 (вн. 1054)

Экспедиции, мероприятия
Взаимодействие со СМИ
Z10G9D2 Казахстан, Астана,проспект Абая, зд. 22
Написать нам