Жетысуйский (Семиреченский) отрезок ВШП маркирован, прежде всего, границами историко-географического региона, известного как Жетысу (Семиречье). Разнообразие климатических зон региона стало определителем, как географических ландшафтов, так и условий ведения хозяйства. Разнообразие зон, среди которых: полынно-степная, злаково-степная, разнотравно-степная лесная или луговая и высокогорная, определяет расположение локальных направлений ВШП, расположенных на этих отрезках памятников, их морфологические особенности.
Общий маршрут следования по этой артерии был таков: из Шаша (Ташкент) дорога направлялась к перевалу Турбат, затем в Испиджаб (Сайрам, Сарьям, «Белый город» или «Ал-мединат ал-Байда»), далее дорога шла в восточном направлении – в Тараз, затем Джамукат, далее дорога следовала к Кулану (у китайцев Цзюйлень), затем на восток к городам Мирки и Аспара после чего дорога приводила к городам Иссыкульской котловины. Из Иссыкульской котловины через перевал Санташ и долину р. Каркары путь пролегал по Илийской долине и правому берегу р.Или, через долины Усека и Хоргоса, приводил в Алмалык. В Илийскую долину попадали и другим путем – он тянулся от Кулана, Аспары к городам среднего и нижнего течения р.Чу откуда дорога шла на северные склоны Чуилийских гор и спускалась в северное Прибалхашье; либо шла вдоль Чу, вниз и выводила к городам на северных склонах Каратау.
На территории Илийской долины трасса Шелкового пути проходила через небольшие городки, находившиеся на месте современных Кастека, Каскелена и Алматы и достигала города Тальхиза (Талгара). В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся на южный и северный. Южный путь вел через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или – через Хоргос на Алмалык. Северная дорога из Тальхиза шла вдоль реки Талгар до переправы на реке Или, которая назодилась в районе Капчагайского водохранилища. После нее путь вел на Чингельды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Ики-Огуза (Эквиус), находившегося на месте современного с. Кировское. Из Ики-Огуза путь шел к Каялыку (Койлаку) – столице карлукских джабгу. Далее путь следовал в долину Тентека и, обогнув озеро Алаколь, шел через Джунгарские ворота и приводил в долину Шихо.
Илииская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, шедшей вдоль северных склонов Чуилийских гор, затем по Чу в ее низовьях, и затем – к берегам Сарысу. Еще один важный путь отходил от северо-илийской трассы в районе Чингильды и через перевалы Коктал и Бояулы – в Прибалхашье, а затем – вдоль проток Ортасу (р. Или), где находятся остатки городов Карамерген, Актам и Агашаяк к берегу Балхаша, а дальше по полуострову Узун-Арал, который почти соединяет южный и северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Здесь же, на мысу, обнаружены остатки городища, большая часть которого затоплена водой. Можно предположить, что караваны переходили пролив вброд и выходили в устье р. Токрау и затем по ее берегам шли к предгорьям Улутау.