Қоңыр әулие үңгірі

Страсть к таинственным местам, способным исцелять раны и избавлять от болезней, вероятно, была у человека всегда. Земли любых народов богаты на легенды о чудотворных родниках и священных рощах, о целебных камнях и магических пещерах. Большинству поселений обязательно сопутствовал хотя бы один ритуальный, «святой» объект. Но не всегда на месте разрушенных городов появляются новые, а легенды о былых сакральных точках стираются из народной памяти. И только по-настоящему особенному месту не страшна проверка временем. А точнее — веками и даже тысячелетиями. Одним из таких мест оказалась пещера Коныр-Аулие.

Қоңыр әулие үңгірі

Страсть к таинственным местам, способным исцелять раны и избавлять от болезней, вероятно, была у человека всегда. Земли любых народов богаты на легенды о чудотворных родниках и священных рощах, о целебных камнях и магических пещерах. Большинству поселений обязательно сопутствовал хотя бы один ритуальный, «святой» объект. Но не всегда на месте разрушенных городов появляются новые, а легенды о былых сакральных точках стираются из народной памяти. И только по-настоящему особенному месту не страшна проверка временем. А точнее – веками и даже тысячелетиями. Одним из таких мест оказалась пещера Коныр-Аулие.
Мақала авторы: Т. Кретова
Пещера Коныр-Аулие находится в горе Актас Шынгыстауского хребта в Абайском районе Восточно-Казахстанской области, чуть более чем в двух сотнях километров от Семея.

История человека в этой местности начинается ещё в неолите. В Коныр-Аулие были найдены следы мастерской времён каменного века. Здесь обнаружены отщепы и обработанный каменный материал, что свидетельствует об изготовлении примитивных орудий. По этим находкам можно судить о том, что ещё в 6–5-м тысячелетиях до нашей эры окрестности пещеры были заселены людьми. О непрерывности жизни народов в горах Шынгыстау говорят также более поздние остатки наковальни и погребальный комплекс эпохи бронзы, расположенный у входа в Коныр-Аулие и предположительно относящийся к андроновской культуре.

Отдельный интерес в районе Шынгыстау представляют курганы. Протяжённость их «усов» достигает 250 метров, а особенности устройства позволяют предполагать высокий уровень культуры и отличные астрономические знания у проживавших здесь племён. Важный объект исследования – центральный курган. Его окружает ограда из 365 камней, каждый пятый из которых выделен размером или цветом. Считается, что тут был древний астрономический комплекс.

Не оставалась покинутой местность и в средневековье — большая часть здешних захоронений была сделана именно тогда. На самом деле до XIII века горы Шынгыстау носили название Найман-Кух или Найман-Таг (по-персидски и по-тюркски соответственно «горы найманов»), но после разгрома улуса найманов войсками Чингис-хана, сменилось и имя хребта. Теперь это был Канчингиз или Шынгысхан-таг. Такое название и сохранилось по сегодняшний день.

А вот когда и почему своё имя получила Коныр-Аулие — неизвестно. Есть несколько легенд, рассказывающих о святом старце, ровеснике Ноя, пережившем всемирный потоп и поселившемся в сердце белой горы Актас.

Близкое расположение местных могил к входу в пещеру может быть подтверждением продолжительного существования этих преданий — стремление делать захоронения своих родственников как можно ближе к святыне или месту, где покоится святой, характерно для центральноазиатской традиции.

Найти источники, рассказывающие об историческом прошлом пещеры, очень трудно. В XVII–XVIII веках северо-восточная, юго-восточная и восточная части Казахстана находились под властью джунгар. Первые более-менее точные сведения об утилитарном использовании Коныр-Аулие в военных целях находятся в отголосках казахско-джунгарской войны. Пещера в разные времена выступала опорой для противоборствующих сторон, играя и оборонительную, и засадную роль в многочисленных столкновениях джунгар с казахскими родами.

Почтение к Коныр-Аулие, бытовавшее у обоих народов, было и остаётся непреходящей традицией. В пещере обнаружены признаки множества старых жертвоприношений – птичьи перья, следы крови и обожженные бараньи лопатки, использовавшиеся для гадания.

Ещё в девяностых годах прошлого века в одном из гротов тут можно было увидеть лежащую каменную статую длиной 165 сантиметров, скованную тысячелетними кальцитовыми натёками. Сейсмические подвижки как природного, так и техногенного происхождения (испытания на Семипалатинском полигоне) неизбежно вызывали обрушения в пещере. Заваленными оказались и часть ответвляющихся от главного коридора каменных ходов, и изваяние.

Главной священной точкой Коныр-Аулие считается озеро, расположенное на дне пещеры. Рассказывают, что воины излечивали в нём свои раны.

Но самое известное мистическое качество подземных вод заключается в лечении бесплодия. Это поверье устойчиво существует на протяжении столетий, благодаря теряющимся в глубине веков многочисленным подтверждениям чудодейственной силы здешней воды. Говорят, по крайней мере, что об этом свойстве Коныр-Аулие было известно гораздо раньше появления современного «бума» посещения святых мест с целью оздоровления.

Ещё тридцать-сорок лет назад здесь у самой кромки воды можно было увидеть отрезы тканей, пожертвованные в благодарность духам пещеры, а на каменном дне под слоем ледяной (всего 3-4°C) воды виднелись оставленные для них кольца и серьги.

Есть мнение, что это озеро соединяется с рекой Шаган, протекающей неподалёку.

К сожалению, феномен Коныр-Аулие по сей день остаётся практически не изученным. Неизвестен характер образования озера. Не тронуты исследователями и множество пустот и каменных галерей, которыми испещрены недра горы Актас.

Столетия стены пещеры слой за слоем покрывались сажей от огромного количества факелов, с которыми сюда спускались люди. В одном из ответвлений Коныр-Аулие было обнаружено место, где судя по следам копоти, огонь горел постоянно. Там же, законсервированные неизменной температурой в 7°C, сохранились отсыревшие брёвна.

Сегодня Коныр-Аулие включена в список ста сакральных мест Казахстана и постепенно становится объектом культурного и паломнического туризма. Пескоструйным аппаратом со стен была счищена вековая копоть, они засверкали и приняли опрятный вид. Под слоем сажи были обнаружены петроглифы, но пока непонятно, те ли это рисунки, о которых Мухтар Ауэзов писал в эпопее «Путь Абая».

Уже из долины к пещере ведёт свежий деревянный помост, который спускается до самой воды, а внутри проведено электричество, установлены перила и скамьи. Это вполне в духе Коныр-Аулие — приспосабливаться под времена и народы стало её способом не угасать в людской памяти.

В наши дни здесь живёт ширакши, который перед входом в пещеру читает молитву и провожает в глубь каменного подземелья. У подножья горы Актас установлены гостевые домики, есть кухня и работает шашлычник.

Это уникальнейший объект, интересный и как природное образование, и как исторический памятник. В любую эпоху пещера Коныр-Аулие, находящаяся на северной границе исторического Турана в восточной части Сары-Арки, продолжает служить местом духовного очищения, возрождения и исцеления.

Мақала авторы: Т. Кретова
Пещера Коныр-Аулие находится в горе Актас Шынгыстауского хребта в Абайском районе Восточно-Казахстанской области, чуть более чем в двух сотнях километров от Семея.

История человека в этой местности начинается ещё в неолите. В Коныр-Аулие были найдены следы мастерской времён каменного века. Здесь обнаружены отщепы и обработанный каменный материал, что свидетельствует об изготовлении примитивных орудий. По этим находкам можно судить о том, что ещё в VI-V тысячелетиях до нашей эры окрестности пещеры были заселены людьми. О непрерывности жизни народов в горах Шынгыстау говорят также более поздние остатки наковальни и погребальный комплекс эпохи бронзы, расположенный у входа в Коныр-Аулие и предположительно относящийся к андроновской культуре.

Отдельный интерес в районе Шынгыстау представляют курганы. Протяжённость их «усов» достигает 250 м, а особенности устройства позволяют предполагать высокий уровень культуры и отличные астрономические знания у проживавших здесь племён. Важный объект исследования – центральный курган. Его окружает ограда из 365 камней, каждый пятый из которых выделен размером или цветом. Считается, что тут был древний астрономический комплекс.

Не оставалась покинутой местность и в средневековье — большая часть здешних захоронений была сделана именно тогда. На самом деле до XIII века горы Шынгыстау носили название Найман-Кух или Найман-Таг (по-персидски и по-тюркски соответственно «горы найманов»), но после разгрома улуса найманов войсками Чингис-хана, сменилось и имя хребта. Теперь это был Канчингиз или Шынгысхан-таг. Такое название и сохранилось по сегодняшний день.

А вот когда и почему своё имя получила Коныр-Аулие — неизвестно. Есть несколько легенд, рассказывающих о святом старце, ровеснике Ноя, пережившем всемирный потоп и поселившемся в сердце белой горы Актас.

Близкое расположение местных могил к входу в пещеру может быть подтверждением продолжительного существования этих преданий — стремление делать захоронения своих родственников как можно ближе к святыне или месту, где покоится святой, характерно для центральноазиатской традиции.

Найти источники, рассказывающие об историческом прошлом пещеры, очень трудно. В XVII–XVIII веках северо-восточная, юго-восточная и восточная части Казахстана находились под властью джунгар. Первые более-менее точные сведения об утилитарном использовании Коныр-Аулие в военных целях находятся в отголосках казахско-джунгарской войны. Пещера в разные времена выступала опорой для противоборствующих сторон, играя и оборонительную, и засадную роль в многочисленных столкновениях джунгар с казахскими родами.

Почтение к Коныр-Аулие, бытовавшее у обоих народов, было и остаётся непреходящей традицией. В пещере обнаружены признаки множества старых жертвоприношений – птичьи перья, следы крови и обожженные бараньи лопатки, использовавшиеся для гадания.

Ещё в девяностых годах прошлого века в одном из гротов тут можно было увидеть лежащую каменную статую длиной 165 см, скованную тысячелетними кальцитовыми натёками. Сейсмические подвижки как природного, так и техногенного происхождения (испытания на Семипалатинском полигоне) неизбежно вызывали обрушения в пещере. Заваленными оказались и часть ответвляющихся от главного коридора каменных ходов, и изваяние.

Главной священной точкой Коныр-Аулие считается озеро, расположенное на дне пещеры. Рассказывают, что воины излечивали в нём свои раны.

Но самое известное мистическое качество подземных вод заключается в лечении бесплодия. Это поверье устойчиво существует на протяжении столетий, благодаря теряющимся в глубине веков многочисленным подтверждениям чудодейственной силы здешней воды. Говорят, по крайней мере, что об этом свойстве Коныр-Аулие было известно гораздо раньше появления современного «бума» посещения святых мест с целью оздоровления.

Ещё тридцать-сорок лет назад здесь у самой кромки воды можно было увидеть отрезы тканей, пожертвованные в благодарность духам пещеры, а на каменном дне под слоем ледяной (всего 3-4°C) воды виднелись оставленные для них кольца и серьги.

Есть мнение, что это озеро соединяется с рекой Шаган, протекающей неподалёку.

К сожалению, феномен Коныр-Аулие по сей день остаётся практически не изученным. Неизвестен характер образования озера. Не тронуты исследователями и множество пустот и каменных галерей, которыми испещрены недра горы Актас.

Столетия стены пещеры слой за слоем покрывались сажей от огромного количества факелов, с которыми сюда спускались люди. В одном из ответвлений Коныр-Аулие было обнаружено место, где судя по следам копоти, огонь горел постоянно. Там же, законсервированные неизменной температурой в 7°C, сохранились отсыревшие брёвна.

Сегодня Коныр-Аулие включена в список ста сакральных мест Казахстана и постепенно становится объектом культурного и паломнического туризма. Пескоструйным аппаратом со стен была счищена вековая копоть, они засверкали и приняли опрятный вид. Под слоем сажи были обнаружены петроглифы, но пока непонятно, те ли это рисунки, о которых Мухтар Ауэзов писал в эпопее «Путь Абая».

Уже из долины к пещере ведёт свежий деревянный помост, который спускается до самой воды, а внутри проведено электричество, установлены перила и скамьи. Это вполне в духе Коныр-Аулие — приспосабливаться под времена и народы стало её способом не угасать в людской памяти.

В наши дни здесь живёт ширакши, который перед входом в пещеру читает молитву и провожает в глубь каменного подземелья. У подножья горы Актас установлены гостевые домики, есть кухня и работает шашлычник.

Это уникальнейший объект, интересный и как природное образование, и как исторический памятник. В любую эпоху пещера Коныр-Аулие, находящаяся на северной границе исторического Турана в восточной части Сары-Арки, продолжает служить местом духовного очищения, возрождения и исцеления.

Әлеуметтік желілерде бөлісу:
Әлеуметтік желілерде бөлісу:
ТАҒЫ ЖАҢАЛЫҚТАРДЫ КӨРСЕТУ
ТАҒЫ ЖАҢАЛЫҚТАРДЫ КӨРСЕТУ