Аққолтықтағы ағаш мешіт

Аққолтықтағы ағаш мешіт

Мақала авторы: Т.Кретова
В начале прошлого века в районе села Акколтык, что в 60 километрах от Семея в Бескарагайском районе Восточно-Казахстанской области, кипела жизнь. В те времена здесь было два крупных озера, чьё исчезновение теперь принято связывать с испытаниями на Семипалатинском полигоне. Вокруг озёр существовал своеобразный анклав близко расположенных друг к другу татарских деревень. Сёла, такие как Башколь и Карамырза, а также Акколтык, процветали – люди здесь жили богатые, работало много мельниц и крупорушек.

Жил в Акколтыке Султан-ходжа Фазылбеков, сын купца. Проведя несколько лет на обучении в Туркестане, он вернулся в родной край и твёрдо решил построить в своей деревне мечеть. Говорят, семь лет Султан-ходжа собирал сосновые брёвна, сушил их в сарае и обтёсывал, и где-то в 1905–1907 годах была наконец возведена акколтыкская деревянная мечеть.

Правда, просуществовала в своей роли она не слишком долго. После революции, с приходом советской власти, здание мечети было быстро приспособлено под светские нужды. Сначала здесь действовала школа, потом библиотека, чуть позже в ней открылся клуб и пользовавшийся популярностью сельский кинотеатр, в который раз в неделю привозили из Глуховки кино.

Со временем всё это, конечно, нанесло довольно ощутимый урон первоначальному облику строения. Но, несмотря на превращение мечети в социальный объект, муллы в Акколтыке были всегда, хоть и были это «муллы без мечети».

Ещё в 50–60-х годах в деревне было три или четыре оживлённые улицы. Но к нашему времени Акколтык пришёл в запустение. Здесь не было школы, и жители всё чаще стали покидать родные дома, чтобы перебраться с детьми в город или более крупные сёла. Впоследствии никто из них, к сожалению, не вернулся.

Земли были распроданы под хозяйства, а дома – разобраны, остались только поросшие травой фундаменты. О культурной истории местности напоминает теперь только старое здание мечети, чудом сохранившееся, не сгоревшее, не растасканное на брёвна, сильно покосившееся, но устоявшее. Дополняет культурный ландшафт расположенное неподалёку кладбище, на котором покоятся предки семипалатинских татар и находится
могила Султан-ходжи Фазылбекова.

Последним акколтыкским «оплотом» остаётся Гульшира Сапариева, старожил деревни, заставшая её в период расцвета и вынужденная наблюдать за исчезновением. Эта женщина родилась здесь в 1941 году и теперь является хранителем мечети и её истории. Гульшира-апай – показатель непрерывности традиции, характерной для татарских мусульманских общин, которые подразумевают наличие верующих и образованных женщин-мугалимов. Она упорно предпринимает попытки найти разъехавшихся соседей и уговорить их общими усилиями
восстановить мечеть.

Изредка поднимается речь о реконструкции мечети, переносе её в Усть-Каменогорск или музей Семея, но пока никаких планов по сохранению этого памятника мусульманской истории края нет.

Сегодняшние сложности с восстановлением и былые перипетии смен государственного строя не мешают духовному центру демонстрировать собой целый пласт культуры местного, так называемого «татарского ислама», связанного с татарской общиной Семея и его окрестностей. Поэтому мечеть в Акколтыке остаётся важным сакральным объектом для населения Бескарагайского района.
Мақала авторы: Т.Кретова
В начале прошлого века в районе села Акколтык, что в 60 километрах от Семея в Бескарагайском районе Восточно-Казахстанской области, кипела жизнь. В те времена здесь было два крупных озера, чьё исчезновение теперь принято связывать с испытаниями на Семипалатинском полигоне. Вокруг озёр существовал своеобразный анклав близко расположенных друг к другу татарских деревень. Сёла, такие как Башколь и Карамырза, а также Акколтык, процветали – люди здесь жили богатые, работало много мельниц и крупорушек.

Жил в Акколтыке Султан-ходжа Фазылбеков, сын купца. Проведя несколько лет на обучении в Туркестане, он вернулся в родной край и твёрдо решил построить в своей деревне мечеть. Говорят, семь лет Султан-ходжа собирал сосновые брёвна, сушил их в сарае и обтёсывал, и где-то в 1905–1907 годах была наконец возведена акколтыкская деревянная мечеть.

Правда, просуществовала в своей роли она не слишком долго. После революции, с приходом советской власти, здание мечети было быстро приспособлено под светские нужды. Сначала здесь действовала школа, потом библиотека, чуть позже в ней открылся клуб и пользовавшийся популярностью сельский кинотеатр, в который раз в неделю привозили из Глуховки кино.

Со временем всё это, конечно, нанесло довольно ощутимый урон первоначальному облику строения. Но, несмотря на превращение мечети в социальный объект, муллы в Акколтыке были всегда, хоть и были это «муллы без мечети».

Ещё в 50–60-х годах в деревне было три или четыре оживлённые улицы. Но к нашему времени Акколтык пришёл в запустение. Здесь не было школы, и жители всё чаще стали покидать родные дома, чтобы перебраться с детьми в город или более крупные сёла. Впоследствии никто из них, к сожалению, не вернулся.

Земли были распроданы под хозяйства, а дома – разобраны, остались только поросшие травой фундаменты. О культурной истории местности напоминает теперь только старое здание мечети, чудом сохранившееся, не сгоревшее, не растасканное на брёвна, сильно покосившееся, но устоявшее. Дополняет культурный ландшафт расположенное неподалёку кладбище, на котором покоятся предки семипалатинских татар и находится
могила Султан-ходжи Фазылбекова.

Последним акколтыкским «оплотом» остаётся Гульшира Сапариева, старожил деревни, заставшая её в период расцвета и вынужденная наблюдать за исчезновением. Эта женщина родилась здесь в 1941 году и теперь является хранителем мечети и её истории. Гульшира-апай – показатель непрерывности традиции, характерной для татарских мусульманских общин, которые подразумевают наличие верующих и образованных женщин-мугалимов. Она упорно предпринимает попытки найти разъехавшихся соседей и уговорить их общими усилиями
восстановить мечеть.

Изредка поднимается речь о реконструкции мечети, переносе её в Усть-Каменогорск или музей Семея, но пока никаких планов по сохранению этого памятника мусульманской истории края нет.

Сегодняшние сложности с восстановлением и былые перипетии смен государственного строя не мешают духовному центру демонстрировать собой целый пласт культуры местного, так называемого «татарского ислама», связанного с татарской общиной Семея и его окрестностей. Поэтому мечеть в Акколтыке остаётся важным сакральным объектом для населения Бескарагайского района.
Әлеуметтік желілерде бөлісу:
Әлеуметтік желілерде бөлісу:
ТАҒЫ ЖАҢАЛЫҚТАРДЫ КӨРСЕТУ
ТАҒЫ ЖАҢАЛЫҚТАРДЫ КӨРСЕТУ